Из века в век 2022

С 9 по 27 июля 2022 года юнармейский отряд «Ратоборец» при Спасо-Парголовском Храме Санкт-Петербурга совершили военно-историческую экспедицию в Заполярье, посвященную Победе в Великой Отечественной Войне «Из века в век 2022»
 
Во время прохождения пути участники познакомились с важными событиями в истории защиты северо-западных приграничных рубежей нашей страны в XVI и XX вв. почтили память павших защитников Заполярья.
 
В экспедиции принимали участие восемь юнармейцев в возрасте 9 – 15 лет и четверо взрослых. Группа прошла по маршруту около 110 км. за 9 дней, проживали в палатках, все снаряжение и продукты несли в рюкзаках.
 
Часть 1.
Первая часть экспедиции началась в Лиинахамари, Печенгского района Мурманской области. Этот населенный пункт находится в глубине Печенгского залива, имеет выход в Баренцово море Северного Ледовитого океана. До сих пор Лиинахамари является закрытой территорией для свободного посещения. Мы заблаговременно оформили коллективный пропуск в ФСБ по западному арктическому району, в Мурманске.  
 
Исторически эти земли с XIII века принадлежали Новгородской республике, новгородцы активно здесь занимались промыслом и торговлей с иностранцами, а также собирали дань с лопарей. В летописях 1608 года упоминается, что на этом месте в Лиинахамари, находилась морская То́ня «Отворотная» принадлежавшая Печенгскому монастырю. То́ня - это место где занимаются рыбным промыслом.
 
В 1920 - 1944гг., эта историко-географическая область называлась Petsamo принадлежала Финляндии (ныне территории Лиинахамари, Печенга, Луостари и Никель)Финляндия предоставила Германии область Petsamo в качестве плацдарма для нападения на Мурманск.
 
Вначале мы посетили самое загадочное место рядом с Лиинахамари - это «круги» четыре бетонные чаши на сопке, почти все полностью заполненные дождевой водой. Много сейчас существует фантастических теорий о предназначении «кругов» но в действительности все проще и страшнее.
 
Это недостроенная немецкая береговая батарея «Суоми» MKB Suomi рассчитанная на установку корабельных орудий калибра 305-мм. Четыре орудийных блока, под каждым несколько сотен квадратных метров подземных строений: командный пункт, силовые дизельные станции, котельная, хранилище топлива и снарядов, жилые помещения. «Суоми» должна была стать гигантским подземным городом.
 
Предполагалось установить орудия калибра 305-мм производства «Шкода» Škoda, снятые с тяжелого крейсера «Принц Ойген» Prinz Eogen, который был потоплен еще в 1922 году, а орудия законсервированы во Франции.
 
Проект самой могущественной по огневой мощи батареи на севере Норвегии не удалось претворить в жизнь, «Суоми» успели построить только на 15%. Но вид этих затопленных «кругов» и подземных коммуникаций до сих пор внушает ужас.
 
 
После мы посетили памятники освободителям Заполярья, осмотрели множество укреплений и дотов времен войны. Вышли на мыс Девкин.
 
Прошли внутрь огромных топливных резервуаров, на берегу «Девкиной Заводи», построенных в 1930-х годах канадской компанией Shеll, для обслуживани кораблей. В те времена Лиинахамари был единственным океанским портом Финляндии.
 
В 1931 году была торжественно открыта дорога из Рованиеми в Лиинахамари протяженностью 531км. под названием «Дорога на Ледовитый океан» (фин. Jäämerentie) имевшая важное значение для Финляндии и Швеции. В Лиинахамари начался приток туристов со всего мира, желающих познакомиться с северной экзотикой.
 
Любопытный факт, прокладка дороги на участке от Ивало до Печенгского залива, была начата еще в Российской Империи в 1916 году указом российского императора Николая II. В настоящее время часть дороги проходит в Финляндии (Лапландия) и России (Мурманская обл.) Р21 «Кола».
 
 
Особая ценность дороги проявилась после того, как в 1921 году финны открыли в районе Колосйоки (ныне Никель) запасы медно-никелевых руд. В 1935 году началась добыча никеля канадской компанией и дорога стала бесценной. В 1941 - 1944гг. дорога была занята финскими и немецкими войсками, морской порт в Лиинахамари фашисты использовали для вывоза никеля, необходимый для военной промышленности Германии. А также в порт заходили немецкие подводные лодки и военные корабли, которые атаковали в Баренцовом море союзные конвои и снабжали свои войска.
 
В Лиинахамари сохранилось здание финской гостиницы 1932 года (сейчас в ней располагается погранпункт) внизу на фото слева. Окружающий ландшафт не изменился и сегодня! Глубина в Печенгском заливе более 200 метров. После войны, здесь распологалась 42 бригада подводных лодок Северного флота.
 
Гавань Лиинахамари, 1934 год.
 
Из Лиинахамари мы отправились по немецкой дороге Пфальцвег (нем. Pfalzweg) на полуостров Немецкий и к бухте Малонемецкая Западная, протяженность дороги 12 км. Эту дорогу тоже строили советские военнопленные.
 
 
Вечером на нас внезапно обрушился сильный ливень, которого здесь не видели последние сто лет,  в сопровождении с грозой.  В эту первую ночь мы все вымокли насквозь, казалось это катастрофа, все испытали шок и наверное это было самым ярким впечатлением для всех! Но на следующий день выглянуло солнышко и мы все высушили!
 
На вторую ночь, мы остановились в Малонемецкой Западной бухте, красивейшее место, лазурный берег Баренцева моря «Золотые пески» очень хотелось спать, но снова испытание не для слабонервных, вначале к нам пришли в гости четыре лисы, что является большой редкостью, они окружили лагерь и просили поесть. 
 
 
Затем также внезапно поднялся сильный ветер, от которого невозможно спать в палатке, так продолжалось несколько часов. Одна из палаток постепенно начала улетать в море, пришлось срочно укреплять ее камнями.
 
 
А на следующий день продолжились сложные восхождение по сопкам с тяжелыми рюкзаками, местами опасные. Ребята проявили терпение и преодолели все трудности! Экспедиция для сильных духом! После всех испытаний, как вознаграждение, Север открывается во всей своей красоте! 
 
 
Природа здесь удивительная, сопки, тундра, карликовые березы и арктическая ива, разнообразные мхи.  Кристально чистая вода, из любого озера и ручья можно пить воду. Много лекарственных и съедобных расстений, а также ягод: валерьянка, родиола розовая (золотой корень) арктический сельдерей и петрушка, необычайно яркого цвета иван-чай, черника и морошка.
 
 
На полуострове Немецкий осмотрели немецкую береговую 150-мм батарею башенных орудий 2./517 Petsamo Neu. (единственная в России) сохранившуюся мат.часть и скальные подбашенные помещения - это несколько этажей подземных галерей, вырубленные в скалах. Во время Великой Отечественной войны батарея прикрывала подход с моря к финскому Лиинахамари.
 
 
Несколько раз дети и взрослые купались в Северном Ледовитом океане, температура воды +11 чистый, бирюзовый цвет воды! Очень яркое солнце, мы все немного обгорели. 
Здесь за 69 параллелью солнце в течении 60 летних дней не опускается за горизонт (полярный день), а в течении 45 зимних – не поднимается над ним (полярная ночь).
 
 
Совсем рядом, в нескольких метрах от берега видели дельфинов, а чуть дальше кита и тюленя, который за нами внимательно наблюдал. Возвращались из бухты Малонемецкая Западная в Лиинахамари на моторной лодке, около 25 км. Морское путешествие также оставило у всех яркие впечатления.
 
 
С моря осмотрели торпедную немецкую батарею Siebruniemi (Сиебруниеми) в Печенгском заливе,  вырубленную в скалах. Еще одно грандиозное сооружение, на котором также работали советские военнопленные.
 
 
 
Часть 2.
Вторая часть экспедиции началась в Печенге (фин.Petsamo) от Храма 116 Печенгских мучеников. Этот новый Храм освященный в 2015 году имеет богатую историю, он находиться на месте Троицкого монастыря XVIв., где его насельников застала гибель в канун Рождества Христова 1589 года. Отряд финских захватчиков Пекки Вессайнена подданых шведского короля, вероломно напал на монастырь. Они уничтожили всех и сожгли обитель.
Сейчас здесь сохранилась часть алтарной плиты, к которой приезжают поклониться со всей России. В Храме есть полный список Печенгских мучеников - копия исторического датского документа. 
 
 
 
Печенга, также как и все земли к западу от нее, до норвежской границы, входили в состав Новгородской республики. 
 
В 1532 году, началось обращение местных жителей (лопарей) в православную веру, когда преподобный Трифон Печенгский построил Храм и основал монастырь во имя Святой Троицы на месте, где  р.Мана (совр.назв. Нама-Йоки) впадает в Печенгу, сейчас это пос. Луостари (здесь находиться возрожденный монастырь на своем историческом месте).
 
В 1548 году после вынужденного ухода преп. Трифона из монастыря, братия самовольно перенесла монастырь ближе к устью Печенги, где, как упоминалось выше, в 1589 году их постигла мученическая гибель.
 
Совсем рядом с Храмом 116 Печенгских мучеников располагается мемориальный комплекс «Защитникам Заполярья» на Холме Славы, здесь установлен 35-и метровый обелиск воину-освободителю, который получил в народе имя Алеша и сейчас является символом поселка. На Холме захоронены воины, погибшие в годы войны на полуострове Рыбачий.
 
 
Здесь в 1942 году, в условиях Крайнего Севера, немцами был воплощен уникальный военно-технический проект - подвесная канатная дорога «Murman-Seilbahn» (Мурманская канатная дорога) 
 
Действовала подвесная дорога с 1942 по 1944 гг. по направлениям от Печенги в Западную Лицу и в сторону полуострова Рыбачий, в глубоком тылу немецких войск. Обладала солидной, по заполярным меркам, протяженностью 61 км. и неплохой скоростью движения 8 км./час. Ее не удавалось уничтожить из-за простоты и легко «регенерируемой» конструкции.
 
Главными положительными качествами «канатки» были всепогодность и возможность гибко реагировать на потребности фронта. Простая и эффективная, подвесная канатная дорога доставляла массу неприятностей нашим защитникам Заполярья, так как практически бесперебойно служила фашистам. Использовалась она в основном для доставки войскам продовольствия и боеприпасов. По ней иногда перевозили и людей: переправляли солдат в сторону фронта, в обратном направлении — раненых и убитых.
 
Сейчас в районе Титовки сохранились несколько деревянных опор этой дороги.
 
Горный стрелок немецкой дивизии «Норвегия»
 
Наш маршрут пролегал через военный полигон, расположенный в нескольких километрах от Печенги, на котором регулярно проводяться стрельбы, но в один единственный день в неделю их нет. Затем в конце полигона река Ка́ккурийоки, которую нужно переходить вброд по отливу. Нам помогли ребята из военной полиции, нашу группу вместе с рюкзаками перевезли на военном «Урале» через полигон и эту реку.
 
Большая часть нашего пути проходила по старой, немецкой Пароварской дороге (Schwabenweg) построенной в 1942 году русскими военнопленными под руководством немецких инженеров из военно-строительной Организации Тодта (нем. Organisation Todt) общая протяженность 36 км.
 
 
Уникальная дорога с мостами через многочисленные ручьи и речки вдоль укрепленных батарей, блиндажей, госпиталей, дотов, соединяя Печенгу с хребтом Муста-Тунтури, уже 80 лет продолжает существовать в тяжелейших климатических условиях нашего Заполярья. 
 
 
Дорога и сейчас находится практически в идеальном состоянии и это без единого капремонта за это время! Не сохранились только мосты, потому что они были деревянные.
 
 
Пищу мы готовили на костре, в качестве дров часто использовали сухие ветки и старые финские столбы электропередач, которые еще где-то остались в тундре. 
 
 
У нас было трехразовое горячее питание, разнообразное меню. Несколько раз мы жарили грибы, которые находили по пути и один раз пекли блины. В день рождения Ильи ребята приготовили торт типа «Санчо-Панчо». С собой были заготовленые суповые смеси из сушенных овощей и мяса. Всем ребятам очень понравился сушенный банан и лимон, а также джерки (сушенное мясо утки). Но самое вкусное, по мнению детей, это было сало с сырым луком!
 
 
Через три дня наша группа вышла с южной стороны на хребет Большой Муста-Тунтури и встала лагерем на два дня в живописном месте, с видом на океан. Рядом с лагерем красивое озеро с чистой водой.
 
На следующий день мы проследовали по тропам вдоль линии обороны 1941-1945гг. - это самый северный участок фронта и единственное место, где немецкие войска не смогли перейти сухопутную границу СССР. 
 
Здесь были остановлены элитные подразделения вермахта, горнопехотные дивизии «Эдельвейс» и «Норвегия» в самый первый день войны в Заполярье 29 июня 1941 года! 
 
 
Кругом следы войны. Очень много оборонительных укреплений, гильз, патронов, осколков мин и колючей проволоки. Рядом с расположением нашего лагеря, ребята обнаружили подземный немецкий госпиталь у о.Тиеярви, внушающих размеров помещения вырубленные в скалах, внутри очень холодно, темно и сыро, несколько галерей, в которых остались лежать лаги и доски пола.
 
 
Нашли в окрестностях много неразорвавшихся мин и целых патронов времен ВОВ, из одного патрона высыпали порох, оказался в хорошем состоянии, подожгли его и он легко вспыхнул!
 
 
Затем спуск вниз, на северную сторону хребта, проходил по скальной ложбинке и вывел к губе Малая Волоковая, где расположен памятный знак на месте гибели десанта под командованием капитана Юневича. Здесь наша группа вышла на п-ов Средний и через 3 км. прибыла в бывший поселок геологов.
 
 
Посетили музей обороны, интересную экскурсию провел Юрий Александрович Кобяков.
 
 
Посетили часовню Св.Александра Невского и братское захоронение. Остановились на ночлег в домике у Храма Св.вмч.и целителя Пантелеимона, это лагерь от воскресной школы из г.Заполярный. В Храме совершили литию о погибших советских воинах.
 
 
Маршрут нашей экспедиции завершился в поселке Титовка.
 
Мемориальный комплекс «Долина Славы»
По дороге Мурманск - Печенга, на 74 км., посетили мемориальный комплекс Долина Славы, носившее ранее название Долина Смерти. Это одно из самых знаменитых мест воинской Славы Мурманской области, находиться на правом берегу реки Западная Лица. Здесь мы почтили память погибших воинов Заполярья, и зачитали отрывки из предсмертных писем солдат.
 
 
Луостари (фин. Luostari — монастырь)
А также посетили самый северный православный монастырь в мире - Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь, в пос. Луостари и совершили восхождение на гору «Спасительная»
Обитель основана в 1533 г. преп. Трифоном Печенгским, просветителем Кольского Севера. Одним из великой плеяды православных подвижников Крайнего Севера ХVI в. вместе со своими друзьями и единомышленниками преп.Феодоритом Кольским и преп. Варлаамом Керетским.
 
Здесь рядом в п.Корзуново 1957-1960гг. служил первый космонавт земли Ю.А.Гагарин.
 
 
Заполярный
В городе Заполярный, мы приняли участие в церемонии прощания с воином Никитой, отдавшего свою жизнь за Родину и мир без нацизма. Невыразимой горечью и бесконечным уважением к бойцу наполнены наши сердца! Никита принимал участие в специальной военной операции, погиб в возрасте 25 лет.
Вечная память!
 
 
 
В то же время, мы дважды приняли участии в таинстве венчания в качестве свидетелей. Две пары венчались в Храме Святой Троицы!
А также приняли участие в празднике День металлурга, который был широко отмечен при поддержке компании «Норникель».
 
Заполярный - самый большой город по площади в России. Площадь города составляет 4620 кв.км., что в два раза больше площади Москвы 2561кв.км. Такая обширная территория объясняется тем, что на ней расположены залежи полезных ископаемых, отнесенных к горно-металлургическому комбинату «Печенганикель».
Здесь, до недавнего времени, проходила самая северная в мире железная дорога Кола-Печенга-Никель и ветка на Лиинахамари, она пересекала 69-ю параллель. Построенная в 1956 году.
 
Мурманск
В Мурманске посетили мемориал погибшим морякам в мирное время, рубку подводной лодки «Курск», Морской Храм Спас на Водах, мемориал Подвигу мурманчан в годы ВОВ, мемориал Зищитникам Советского Заполярья - Алеша!
 
 
 
Выражаем благодарность Настоятелю Храма Святой Троицы в г.Заполярный протоиерею Александру Маркову за заботу и духовное окормление, а также старосте Елене, Тамаре Васильевне и всем прихожанам. Выражаем благодарность Олегу Яромий и его супруге Галине за увлекательную экскурсию в Лиинахамари.